мир в грязи, но хоть живы будем

repost

ip

 

 

 

Мне кажется, некоторые способы поведения выявили свою несостоятельность. Они воспринимаются как естественные, своевременные, общепринятые, а между тем – просто дрянь и были использованы для определенной цели – по принципу меньшего зла.

Цинизм, хулиганство, наглость и отрицание любых ценностей – часто под именем “критичности” – эта грязь была взята как общий стиль для борьбы с ценностными иерархиями, потому что ценности приводят к крови. Люди прошлых поколений очень дорого заплатили за понимание, что кровь – дороже, это понимание было вбито и в религиозные головы, и в политизированные. Сначала войны реформации, а потом мировые вбивали урок отношения к ценностям. За это понимание было заплачено десятками миллионов жизней – только убитыми, а покалеченных просто не счесть. И тогда показалось, что, может быть, подчеркнуто-несерьезное отношение к ценностям, снижение нравов и культурная деградация смогут обеспечить мир. Да, мир в грязи, но хоть живы будем.

Нынешние события, как мне кажется, очень ярко показывают: свиньи все равно остаются кровожадными. “Патриотизм” прекрасно уживается с хамством и низостью. Люди, долгое время освистывавшие все, что им казалось “серьезным” и “пафосным”, вполне серьезно готовы убивать за некоторые свои ценности.

Грязь как оружие борьбы за мир не работает. Культурная деградация не помогает оставаться живыми людьми.

Видимо, надо понять, что содержательные и существенные различия во взглядах не важны – для продолжения общения. За или против – это вопрос десятый. Первый вопрос – это стиль общения, манеры. Ложь прекрасно себя чувствует среди грязи, исчезнувших авторитетов и репутаций. Так что надо сделать атмосферу более прозрачной и чистой. Все содержательные различия позиций – потом, а прежде всего – уважительное отношение, вежливость, честность и прочие черты, которые характеризуют человека, а не его позицию. Если нечто высказывается с криком и матом – не надо это слушать. Человек, который издевается над противником, не прав – и лишь оскорбляет истину, если даже и считает, что она в его позиции была. Принятый в сети сленг и манеры (“это же интернет, деточка”) – питательная среда для роста той дряни, которая сейчас затопляет мозги.

После того, как достигнуто уважительное отношение к собеседнику, можно быть критичным к его аргументам. Если твоя критичность привела к оскорблению собеседника – с критичностью что-то не так, ее надо быстро сложить, спрятав ту гадость, которая оказалось в ней завернута, извиниться и на досуге подумать, что с твоими мозгами оказалось не так. Разрушать больше нечего – принятый цинизм давно уже в глубокой яме, никаких незамызганных высот не осталось, так что быть циником – слишком легко. Так что начинать – с манер.

Нет, я не думаю, что это случилось “сейчас”, конечно, это долгая история, столь низких хамов надо было долго воспитывать, и это делалось поколениями. Конечно, этого было по брови в СССР, а все это всплыло в 90-е, и “сытые” двухтысячные всего лишь доказали, что не из голода рождается мразь.

Можно не надеяться, что грязь послужит смягчению конфликтов. Она их, к сожалению, провоцирует. Прошу прощения за самоочевидные банальности. Но ведь… дрянь-то говорят практически почти все и самым банальным образом. В том числе и люди, полагающие, что “им можно”, они ведь умные и занимают правильные позиции – в отличие вот от тех, с другой стороны, которые совсем ведь идиоты, и тут как раз на язык приходит такая умная и увесистая шутка, и так удачно можно провести троллинг… Боюсь, что нельзя. Вот то, что в медиа – ну, все видели – это ведь не властью темного президента сделано, это же сами добились, совокупными усилиями. И то, что в блогах творится – ну зачем упоминать каких-то там платных троллей? сами, и тролли – тоже сами. Видите, что получается.

В этом нерасходимом тупике, куда зашли, способ выхода такой. Начинать надо не с экономики и не с политики и права, а с культуры. И начинать не сверху, указами, а всем, с того самого места, где оказались. Культура создает среду общежития, в которой потом работают правовые, социальные и экономические системы, воспринимая условия работы как само собой разумеющийся здравый смысл, законы человеческой природы и прочие даром доставшиеся качества благоприятного мироздания. Наука нужна не для создания того и сего – это вторично, а чтобы в обществе могла жить рациональность. Если науку в виде отдельных завлабов покупать за рубежом – технологии придут, но не сработают. Среда заест. Так что до социального протеста, до законотворчества и до политики нужно помыть руки.

Advertisements